Итак, я вернулся. Прошло уже больше трех месяцев. Жизнь моя вошла в нормальное русло и можно
подводить итоги.
    
Странное ощущение появилось у меня после этой поездки, как будто чего то
не хватает. Вы не задумывались на тем, что происходит с мечтой когда она сбывается?
Мечта умирает и остается пустота, чем дольше ты жил с мечтой, тем явственней это чувствуется.
    
А может все дело в том, что я понимаю что вряд ли смогу еще раз приехать в Поселок,
и от этого очень грустно, одно утешает - все-таки "эпоха перемен"....
К сожалению не удалось осуществить все о чем мечталось, реальность как всегда внесла свои
коррективы. Не всегда в этой поездке мне везло, слишком многое из того, что хотелось бы
сделать оказалось не осуществленно или не осуществимым в принципе. Очень жаль что
пришлось ехать одному. Десять дней в поселке из 20 возможных, господи как же это
мало после более чем четверти века отсутствия.
    
А впрочем все не так уж плохо, мечта она и должна сбываться. Я все-таки сделал ЭТО.
Познакомился с Александрой и Владимиром. Они оказались чудесными людьми, несмотря на то,
что погода все 10 дней моего пребывания в Эгвекиноте была прохладной и влажной, их теплое
отношение ко мне просто не позволило заметить это. Стоило пожалуй приехать в поселок
просто для того что бы познакомиться с ними.
    
Рекомендации для тех, кто собирается приехать.
Не сомневайтесь стоит ли это делать, если сомневаетесь не делайте!
Начинайте оформление документов на въезд в погранзону не менее чем за три месяца до старта.
Билеты покупайте заранее. Как мне кажется лучше туда и обратно сразу, кроме того,
что так дешевле, это избавит вас от неприятных сюрпризов на обратном пути.
Помните добраться до Анадыря не главное, главное попасть в Эгвекинот.
Время в дороге при нормальном раскладе: 3-4 дня от Москвы до Эгвекинота и
3-4 дня обратно, то что я затратил на дорогу 14 дней, можно отнести на счет моего
невезения. При известной доле везения и поддержке в Анадыре и Эгвекиноте
можно наверное затратить на дорогу туда-обратно меньше недели.
    
Летом основным средством передвижения из/в Анадырь становится морской транспорт, а не самолет
как было раньше. Круг угольщика Анадырь-Эгвекинот-Анадырь 3-4 суток, кроме того, есть еще
«Сотников». К сожалению справочную морпорта нельзя считать надежным источником информации о
попутных судах, лучше всего узнавать об этом через знакомых в Анадыре и/или Эгвекиноте.
При посадке на попутное судно в Анадыре помните, что брать вас на борт не обязаны и если
нет знакомых в Анадыре, попасть на судно в качестве пассажира, можно только используя личные
способности договариваться с вахтерами и старпомом. И еще, если вам называют время отхода судна,
помните это не паровоз, четкого расписания у него нет. Лучше просидеть несколько часов в каюте,
чем остаться в Анадыре до следующей оказии из-за того, что судно уйдет на пару часов раньше.
    Самолет из Анадыря (из Эгвекинота) летает 3-4 раза в месяц. Рейс
"Трансаэро" обычно прилетает за сутки до рейса на Эгвекинот (если не попасть как я в двухнедельный
разрыв в расписании). Если есть погода и пассажиры стоит наверное лететь, хотя это самый дорогой
вид транспорта: угольщик-1500 рублей; "Сотников"-3600 рублей; самолет-5030 рублей.
    Желательно что бы в Эгвекиноте вас мог принять кто-нибудь из знакомых.
Ничего не могу сказать по поводу проживания, вроде бы гостиница есть но что это такое
и сколько стоит сказать не могу. В поселке можно поесть в «Кафе 13», бывший пивбар напротив
"Детского мира"(его правда уже нет) по моему. Качество питания на уровне
советского общепита, цены – Минских ресторанов. Тушенку, чай, сигареты лучше везти с собой.
Следует помнить, если «Transaero» позволяет бесплатно провозить 30 кг багажа + 5 кг ручной клади,
то «ЧукотАвиа» только 20, за каждый килограмм перевеса доплата 1% от тарифа (около 50 рублей).
    
Общее впечатление о Чукотке, если коротко - косметология.
Есть два пути изменения, внутреннее может не такое броское но благотворное и
внешнее – яркое и блестящее, некрасив купи косметику, подтяни морщины, купи яркую обновку.
Главное что отсутствует по сравнению с 60-70-ыми годами - дух развития, ощущения
что край нужен державе и держава не бросит. Сейчас вместо державы - Абрамович, а это
согласитесь совсем не то.
    
Взять например гордость Анадыря – новый терминал Аэровокзала, слов нет красота и Европа.
Ну и что дальше – охранять его от пассажиров. Мне кажется лучше было бы реставрировать старое
здание, а на оставшиеся средства купить 5-6 новых самолетов, на 10-15 пассажиров каждый (более
современный вариант Ан-2) и обеспечить нормальную перевозку пассажиров в поселки Чукотки,
возможно создав альтернативную авиакомпанию или службу авиатакси.
Понятно, когда весь парк ЧукотАвиа устаревшие Ан-24, пассажиры просто вынуждены ждать неделями
пока их соберется достаточно для того, что бы рейс был экономически выгоден.
И так похоже во всем, основные деньги вкладываются в косметологию, красят, строят Vip-гостиницы,
бетонируют кусочки дорог, очень много говорят. А вместе с тем по настоящему важные проекты
почему-то пробуксовывают, деньги и силы как будто уходят в песок.
Пример, золото коренных месторождений, уже скоро 10 лет как пытаются наладить добычу. Да только
вот не растет золотодобыча и все тут. Если в 70 годы добывалось больше 30 тон в год, сейчас не
больше 5-6 тонн с учетом коренного золота.
    
Рассуждают о туристической привлекательности Чукотки для иностранных туристов. Но без
нормального транспортного сообщения в пределах Чукотки о каком туризме можно рассуждать?
Западному туристу, в основной массе, транспорт и привычное качество жилья не менее важны, чем
дикая не тронутая природа, природа – хорошо, но быт обязателен.